Через два дня христиане в первый раз будут отмечать Рождество Христово

Через два дня, 25 декабря, христиане в первый раз будут отмечать один из величайших праздников — Рождество Христово. «В первый раз», потому что Рождество различные церкви отмечают три раза — 25 декабря, 6 и 7 января.

Отметим, что 25 декабря Рождество празднуют не только католики и протестанты, но и некоторые канонические православные церкви (по новоюлианскому календарю). Например, Константинопольская, Элладская и ряд других поместных православных церквей. Рождество Христово — столь необычное событие, что о нем можно размышлять хоть каждый день! Не упустим этот шанс и мы и предложим нашему читателю то, что мы назвали «Рождественской гирляндой». То есть набор интересных богословских, исторических и даже астрономических фактов о Рождестве

Вспоминая Евангелие от Луки

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Евангелие от Луки 2:1-20).

Точность — вежливость королей

Предлагаем нашему читателю переработанный текст архиепископа Аверкия (Таушева), который с поразительной точностью и въедливостью рассматривает обстоятельства Рождения Иисуса Христа.

Подробнее всех об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло, говорит св. евангелист Лука. События Рождества Христова он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи, которая была произведена по повелению «кесаря Августа», то есть римского императора Октавиана, получившего от римского сената титул Августа («священного»).

К сожалению, точной даты этой переписи не сохранилось, но время правления Октавиана Августа (годы жизни: 63 г. до н. э. — 19 г. н. э.), личности, хорошо известной в истории, дает нам возможность хотя бы приблизительно, а при помощи других данных, о которых будет речь дальше, с точностью до нескольких лет определить год Рождества Христова.

Принятое у нас теперь исчисление «от Рождества Христова» введено в VI веке римским монахом Дионисием, по прозванию Малый, который за основание этого летоисчисления поставил свой расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные расследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся, по крайней мере, на пять лет, указав год Рождества Христова позже, чем он был в действительности. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя всеми хронологами признается теперь ошибочной.

Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании следующих данных Евангелия:

1) Время царствования Ирода Великого. Из Евангелия от Матфея 2:1—18 и Луки 1 совершенно ясно, что Христос родился еще во время царствования этого Ирода. Ирод же царствовал с 714 по 750 г. от основания Рима. В 750 г. он умер за восемь дней перед Пасхой, вскоре после лунного затмения. Но так как, по вычислению астрономов, это затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года и иудейская Пасха в этом году приходилась на 12 апреля, то, следовательно, Ирод умер в начале апреля 750 г. от основания Рима, то есть по крайней мере на четыре года раньше нашей эры.

2) Народная перепись, упоминаемая у Луки 2:1—5, начата эдиктом Августа в 746 г., для Иудеи началась в последние годы царствования Ирода, потом была приостановлена вследствие смерти Ирода, продолжалась и закончилась, когда Сирией управлял Квирин, упоминаемый в Ев. Луки 2:2 («Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею»). Вследствие этой переписи в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг зачинщика его Февду сожжению 12 марта 750 г. Ясно, что перепись эта началась несколько раньше этого времени.

3) Правление Тиберия Кесаря, в пятнадцатый год которого, по свидетельству Ев. Луки 3:1, св. Иоанн Креститель выступил на проповедь, а Господу Иисусу Христу было тридцать лет (Луки 3:23). Август принял Тиберия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г., и следующий, 15-й год царствования Тиберия начинался в январе 779 г. Так как, по выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время «лет тридесять», то, следовательно, родился Он в 749 году.

4) Астрономические вычисления показывают, что годом крестной смерти Христа Спасителя (а она, по данным Евангелия, произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу) мог быть только 783 г., а так как Господу Иисусу Христу в это время шел тридцать четвертый год от рождения, то, следовательно, Он родился в 749 г. от основания Рима.
Таким образом, все вышеприведенные данные, с большой долей вероятности, единогласно свидетельствуют, что годом Рождества Христова необходимо признать 749 год от основания Рима.

А когда же День Рождения?

По недостатку данных в четырех Евангелиях (Четвероевангелии) нельзя точно определить и день Рождества Христова. Восточная Церковь первоначально праздновала этот праздник в один день с Богоявлением под общим названием «Епифания» — «Явление Бога в мир» — 6 января. В Западной же Церкви Рождество Христово издавна праздновалось 25 декабря. С конца IV века и Восточная Церковь начала праздновать этот день также 25 декабря (по юлианскому календарю 25 декабря приходится на 7 января по современному григорианскому календарю).

День этот выбран для празднования Рождества Христова по следующим соображениям. Есть предположение, что Захария (отец Иоанна Крестителя) был первосвященник и что явление Ангела ему было за завесой в Святом Святых Иерусалимского храма, куда первосвященник входил лишь однажды в год в день очищения. Этот день приходится на 23 сентября (6 октября по нашему, современному новому стилю), каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи (Крестителя). В шестой месяц после этого было Благовещение Пресв. Девы Марии, которое и стали праздновать 25 марта (7 апреля), а через девять месяцев, то есть 25 декабря (7 января) родился Господь Иисус Христос.

Нет, однако, данных за то, что Захария был первосвященником. Поэтому вероятнее другое символическое объяснение для выбора дня празднования Рождества Христова. Древние считали, что Христос как второй Адам зачался от Пресв. Девы во время весеннего равноденствия 25 марта (7 апреля), когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос — свет миру, солнце правды — через девять месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на шесть месяцев был старше Господа, положено праздновать 23 сентября (6 октября), во время осеннего равноденствия, а рождение его — 24 июня (7 июля), время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще св. Афанасий указывал при этом на слова Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться».

Не смущайтесь!

Вызывает смущение у некоторых замечание Евангелиста Луки, что перепись, во время которой родился Христос, была «первою» в то время, когда Сириею управлял Квириний, так как, по историческим данным, Квириний был правителем Сирии только 10 лет после Рождества Христова.

Самое вероятное объяснение этого недоразумения то, что правильно следует читать не «сия» перепись, а «самая» перепись (для этого есть веские основания в греческом тексте). Указ о переписи был издан Августом еще до Рождества Христова, но затем из-за начавшихся народных волнений и смерти Ирода перепись была приостановлена и окончена лишь через 10 лет в правление Квириния. Есть данные, что Квириний дважды был назначаем правителем Сирии, и перепись, начатая в первое его правление, была закончена во второе его правление, почему евангелист и называет перепись, бывшую во время Рождества Христова, «первою».

Каждый должен был идти записаться «в своем городе», так как римская политика всегда применялась к обычаям побежденных, а еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась по коленам, по родам и племенам, для чего каждому надлежало отправиться с целью переписи в тот город, где жил некогда глава его рода. Так как Иосиф был из рода царя Давида, то он и должен был отправиться в Вифлеем — город, в котором родился Давид.

В этом виден замечательный промысел Божий: Мессии надлежало родиться в этом городе, согласно древнему ветхозаветному предсказанию св. пророка Михея 5:2 («И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных»). По римским законам и женщины наравне с мужчинами подлежали в покоренных странах поголовной переписи. Во всяком случае, нет ничего удивительного в том, что Пресв. Дева Мария в Ее положении сопутствовала хранителю Своего девства старцу Иосифу, тем более что Она, несомненно знавшая пророчество св. Михея, не могла не усмотреть в издании указа о переписи промыслительного действия Божия, направляющего Ее в Вифлеем.


Единственный Первенец

«И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Евангелист подчеркивает, что Пресв. Дева сама спеленала Своего новорожденного Младенца, то есть рождение было безболезненным. «Первенцем» Сын Ее называется не потому, что после были у Нее другие дети, а потому, что, по закону Моисея, первенцем назывался всякий младенец мужеского пола, «разверзающий ложесна», то есть всякий перворожденный, хотя бы он был и единственным.

Из-за множества путешественников, приехавших в Вифлеем раньше, и из-за своей бедности Св. семейство должно было поместиться в одной из пещер или гротов, какими богата была Палестина и куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь-то и родился Божественный Мессия Иисус, положенный вместо детской колыбели в ясли, от самого рождения принявший на Себя крест уничижения и страдания для искупления человечества и самим Своим рождением давший нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой Он потом постоянно учил Своих последователей. По древнему преданию, во время рождения Спасителя около яслей стояли вол и осел, дабы показать, что «вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (ветхозаветная книга пророка Исаии 1:3).

«Слава в вышних Богу, и на земле мир»

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Евангелие от Луки 2:8—15). Отметим, что раньше яслями называли кормушку для скота. Это уже в наше время так стали называть детское учреждение.

Как видим, не одно уничижение сопровождало рождение и всю земную жизнь Спасителя, но и отблески Его Божественной славы. Пастухам, может быть тем самым, которым принадлежала пещера и которые ночевали в поле, явился Ангел Господень, осиянный Божественной славой, и возвестил им «великую радость» о рождении в городе Давидове Спасителя, «Который есть Христос Господь».

Здесь важно отметить слова Ангела, что эта «великая радость» будет «всем людям», то есть что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. Ангел дал при этом пастухам и «знамение», то есть знак, по которому они могут узнать Его: «Найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (кормушке). И сейчас же, как бы в подтверждение истины слов Ангела, явилось «многочисленное воинство небесное», то есть целый сонм Ангелов, воспевших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу — Мессии: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они воспевают мир, который водворится в душах людей, уверовавших в Спасителя, они радуются за людей, которым возвращено Божие благоволение. Вышние силы, то есть безгрешные вечные духи, непрестанно славословят в небесах своего Творца и Господа, но в особенности прославляют они Его за чрезвычайные проявления Его Божественной благости, каково великое дело домостроительства Божия.
«Мир», принесенный на землю воплотившимся Сыном Божиим, нельзя смешивать с обыкновенным внешним человеческим спокойствием и благосостоянием; это есть мир совести души человека-грешника, искупленного Христом Спасителем, мир совести, примиренной с Богом, с людьми и самим собою. И лишь поскольку этот мир Божий, превосходящий всякий ум («и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе», Филиппийцам 4:7), водворяется в душах людей, уверовавших во Христа, постольку и внешний мир становится достоянием человеческой жизни. Искупление проявило всю великость Божия благоволения, Божией любви к людям. Поэтому смысл славословия Ангелов таков: «Достойно славят Бога небесные духи, ибо на земле водворяется мир и спасение, так как люди сподобились особенного благоволения Божия».
Пастухи, как люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им Ангел, и первые удостоились поклониться новорожденному Младенцу Христу. О радостном событии явления им Ангелов и о слышанном ими небесном славословии они разглашали повсюду, где могли, и все слышавшие их дивились. Пресвятая Дева Мария в чувстве глубокого смирения только запоминала все это, «слагая в сердце Своем».

Вифлеемская звезда: что это такое?

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Евангелие от Матфея 2:1—2).

«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:9—11).

Что же это была за звезда? На самом деле для верующего человека это не имеет особого значения. Явление это могло быть чудесным и сверхъестественным. В конце концов, это мог быть и Ангел, который своим сиянием вел волхвов или царей Востока ко Христу.

Однако не исключен вариант и астрономического явления. Об этом высказывались еще отцы Церкви. Это был и св. Иоанн Дамаскин, и Ориген, и Тертуллиан.

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.
Могла ли звезда, побудившая трех «мудрецов с Востока» отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?
Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения — что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.

Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение «звезды волхвов», еще в 1970-е годы. Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.

Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели.

«Три царя», пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как «волхвы», или маги, — почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

Все это привело астронома к заключению, что вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

«Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране (вероятно, в Вавилоне), — говорит профессор Хьюз. — Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом».

Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет — когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

«Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн», — объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких «парадов планет», произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

Тим О’Брайан, помощник директора обсерватории «Джодрелл Бэнк» в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. «Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе», — говорит он.

«После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы «обгонять» их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе», — объясняет О’Брайан.

По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.
«Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз примерно за 900 лет, — подчеркивает О’Брайан. — Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному».

Хвостатая звезда

Вторым возможным объяснением вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

Несмотря на то, что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они — «большие грязные комки снега», летящие через космическое пространство.

«Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять — солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает «хвост» из кометного материала», — рассказывает О’Брайан.

По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, — один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

«Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы «останавливаются» над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела», — говорит Хьюз.

Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в пятом году до н. э., которая была описана китайскими астрономами.
Менее вероятный, но более знаменитый кандидат — комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н. э.

Те, кто склоняются в пользу версии «пятого года», указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

«Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках», — говорит Хьюз.

«Загвоздка в том, что явления комет совсем не редки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями — чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, — рассуждает профессор астрономии. — Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием».

Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

«Хороший кандидат»

Существуют записи — опять-таки, сделанные звездочетами на Востоке, — о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба 2020 лет назад, то есть в четвертом году до н. э. Хьюз говорит: «Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом».

По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является «хорошим кандидатом» на звание вифлеемской звезды. «Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, — объясняет он. — Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире». По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

«В то время как другие «знамения» нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, — говорит он, — прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

К этому времени созвездие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли «следовать» за этой звездой, направляясь в Вифлеем».

За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения. Одной из таких «особенно натянутых», по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году. «Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал вифлеемской звездой и что потом они попытались «замять» свое открытие», — говорит Хьюз.

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ,

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»



Материалы по теме: , , , ,

Оставить комментарий:

Сообщение:


Календарь

Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Курсы валют Нацбанка РБ

Последние новости

Прогноз погоды (Беларусь)

Город04.12 05.12
Минск
+1
-1
0
-1
Брест
0
-1
+1
0
Витебск
0
-2
0
-3
Гродно
0
-2
0
-1
Гомель
0
-2
0
-2
Могилев
0
-2
0
-3

Прогноз погоды по городам Беларуси на 5 дней

Новости партнеров

Подписка

Интересное



Рейтинг@Mail.ru